» » Информационная безопасность: что защищаем?

20:12
Информационная безопасность: что защищаем?
Информационная безопасность: что защищаем?
В первой части статьи 17 Конституции Украины обеспечение информационной безопасности Украины объявлено "делом всего украинского народа». Прокомментировать это бессмысленное, по сути, утверждение достаточно сложно поскольку в нем чисто государственное дело охраны информации с ограниченным доступом, которая есть в распоряжении органов государственной власти, рассматривается чуть ли не как стратегическая задача для всего общества. Разве что следует это понимать как дело защиты свободы информации от произвольного вмешательства государства?

    Информационная безопасность упоминается в сотнях нормативных актов, непосредственно ее защиты уже 15 лет посвящаются десятки документов, среди которых Доктрина информации безопасности, указы трех последних президентов, несколько решений СНБО, международные документы о сотрудничестве в рамках СНГ ... Но в одном из них нет определения этого понятия , и, собственно, защищается, можно пытаться понять из перечня многочисленных угроз и мер по их преодолению

    Примерно с середины 1995 года постепенно приобретала силу тенденция все большего засекречивания информации и ограничения свободы информационного обмена под лозунгом защиты информационной безопасности, которая наблюдается на всем постсоциалистическом пространстве. Она представляется наиболее опасной для будущего страны по сравнению с другими нарушениями прав человека и основных свобод, и вот почему.

    Информационная сфера является основой, на которой базируются все политические, административные, экономические и другие решения в области сфер человеческой деятельности. Эти решения будут тем более обоснованными и эффективными, чем больше информации будет использовано для их принятия. Наиболее важные политические решения обычно закрепляются на правовом уровне, фиксируются в тех или иных нормативных актах.

    Таким образом, мы трехуровневую систему принятия решений: информация, политика, право. Ее можно условно представить в виде дерева: корни, ствол, крона.  И когда на правовом (третьем) уровне принимаются акты, запрещающие или ограничивающие доступ участников проблемных дискуссий (второй уровень) к информации (первого уровня), тогда качество политических решений неизбежно деградирует. Возникает неестественная ситуация, когда крона не дает собственным корням питать дерево. Особенно часто она имеет место в случае, когда информационные потоки пытается ограничивать и контролировать исполнительная власть или даже парламентские институты. Делается это обычно с лучшими намерениями, однако пораженные изоляционизмом общества попадают в застой, их интеллектуальные элиты эмигрируют, а экономический комплекс превращается в сырьевой придаток более открытых и потому более динамичных соседей.

    Эта ситуация представляется в определенной степени естественной, если принять во внимание органическую природу и характер отношений информации и власти: в кибернетическом смысле информация является «количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении" (Абрахам Моль). С целью социальной стабильности власть передвигает информационные новинки в дальний угол, и поначалу кажется, что ничего плохого не происходит. Кризис и глубокая социальная фрустрация появляются позже. В результате хорошие намерения власти и сама она дискредитируются. Для предотвращения подобных ситуаций опытные демократии разрабатывают конституционные гарантии, запрещающие кому бы то ни было вмешиваться в свободу информационного обмена. Ярким примером таких гарантий является Первая поправка к Конституции США, запрещающая даже конгрессу принимать решения, угрожающие информационной свободе.

    Поскольку именно новое знание дает возможность эффективно решать общественные проблемы, постольку ограничение доступа к информации означает безусловное торможение социального развития и противоречит идее прогресса науки. Как писал западный философ науки ХХ века Пол Фейерабенд, в интересах научного прогресса допустимо все, ибо наука есть коллаж, а не бюрократически организованная система. Поэтому выглядит ошибкой отнесение Законом Украины «О государственной тайне» к сведениям, составляющим государственную тайну, информации о «научные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции или технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины». Государство может и должно ограничивать доступ к информации, необходимой для реализации функций охраны порядка и безопасности - информации на свой страх и риск добывают силовые структуры и которая выступает как сведения, о которых априори известно, что их разглашение может нанести вред. Однако ни в коем случае нельзя ограничивать доступ к информации, относительно содержания которой еще ничего не известно на будущее.
Категория: publ / Рынки | Просмотров: 1318 | Добавил: admin(31-05-2012, 20:12)

   Понравилась статья - Информационная безопасность: что защищаем? Поделитесь ей с друзьями и колегами, нажав на кнопки социальных сетей, которые находяться ниже. Нам также будет приятно видеть Ваши мысли и отзывы в коментариях.


Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *